Проект по теме: «Преемственность в работе детского сада и начальной школы»
22 августа 2018
Утверждаю Утверждаю
Директор МОУ Горбуновской Заведующая МДОУ Горбуновский
Основной общеобразовательной школы детский сад «Радуга»
____________Е.А.Фартусова. _____________М.И.Молокова.
Проект по теме:
«Преемственность в работе детского сада и начальной школы»
2018-2019 гг.
Проект «Преемственность в работе детского сада и начальной школы».
Актуальность
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – единение усилий работников детского сада и начальной школы. Одна из проблем подготовки детей, посещающих ДОУ, к школе состоит в том, что детские сады работают по разным программам, каждая из которых выдвигает свои показатели развития.
В результате показатель развития в разных программах не соотносятся друг с другом. Вместе с тем при поступлении в школу, ребенок подвергается проверке уровня его достижений по совершенно иным критериям, удобным для каждой конкретной школы и нередко завышенным. Кроме того, ребенок лишается возможности наиграться вволю в самый благодатный для игровой деятельности период. В школах нет возможности осуществлять индивидуальную программу обучения и коррекции ребенка с особенностями психического и физического здоровья.
Проблема: недостаточно разработана система преемственности детского сада и школы.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Тип проекта
По срокам реализации: долгосрочный.
По целевой установке: образовательный.
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группы;
- выпускники детского сада (учащиеся 1 класса начальной школы) ;
- педагоги и специалисты ДОУ;
- учителя начальной школы;
- родители.
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между
дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
-согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования в условиях образовательного процесса;
-обеспечить психолого-педагогические условия, направленные на сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника;
-создать благоприятные условия для личностного развития ребенка и реализации плавного, бес стрессового перехода детей от игровой деятельности к учебной;
-выработать единую стратегию в работе с родителями;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов.
Этапы реализации проекта
1 этап
Создание развивающей среды в группах:
- «Уголок школьника»;
- уголок «Читаем сами»;
- уголки для игр «в школу»;
- картотека разнообразных игр;
- условия для социализации ребенка: обогащение представлений о стране, крае, городе, людях, их взаимоотношениях, социальных проявлениях (профессия, возраст, пол) ;
- игровая площадка для обогащения творческого потенциала, активизации механизмов самовыражения, сотворчества, импровизации и воображения, где можно реализовать жизненно важные потребности в движении.
- применение сюжетно-ролевой игры «Школа» в режимных моментах
2 этап
Создание у дошкольников мотивации к обучению в школе.
- Реализация данного этапа проходит через чтение книг о школьной жизни, школьниках, их поступках, что дополнительно позволяет обогатить, активизировать словарный запас, а также показать школьную жизнь с интересной стороны. - В апреле-месяце в школе проводится «День открытых дверей».
- Проведение мониторинга «Психологическая готовность к школе»
- Экскурсии в школу – важный компонент мотивационной готовности к школе. (Дети подготовительных групп знакомятся со школьными кабинетами, с работниками школы. Эти экскурсии носят познавательный характер, способствуют воспитанию у детей чувства патриотизма).
- Знакомство родителей с учителями начальной школы.
3 этап
Встречи с выпускниками и учителями:
-выступление выпускников детского сада на школьных родительских собраниях для будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдём»;
-проведение выпускного утренника в детском саду;
-составление плана совместной работы ДОУ и школы на следующий учебный год.
План работы по реализации проекта
|
|||
№
|
Мероприятие |
Сроки |
Участники |
1 |
Согласование и утверждение плана по реализации преемственности в работе детского сада и школы Семинар «Изучение и анализ программ дошкольного звена и начальной школы и их стыковка». |
сентябрь-октябрь
|
Директор, заведующая учитель начальных классов, воспитатель |
2 |
Проведение праздника «День Знаний» |
1 неделя сентября |
Воспитатели Педагоги ООШ |
3 |
Оформление уголков в группе для игры «Школа» дети и родители |
сентябрь |
Воспитатели
|
4 |
Подборка книг о школе. Оформление уголков книг «Читаем сами» дети и родители воспитанников.
|
октябрь |
Воспитатели с/библиотека родители |
5 |
Организация выставки методической и педагогической литературы «Подготовка детей к школе».
|
октябрь
|
Воспитатели педагоги |
6 |
Диагностика готовности детей подготовительной группы к школе дети подготовительной к школе группы
|
октябрь
|
воспитатели |
7
8 |
Педагогический совет о « Предварительной диагностики к школе детей подготовительной группы»
1.Родительское собрание в подготовительной к школе группе по теме «Подготовка детей к школе». 2.Подготовка к новому году и выпускному. |
октябрь
октябрь, декабрь |
Воспитатели заведующая
воспитатели заведующая
|
9 |
Праздник «Золотая осень» учащиеся начальных классов и дети подготовительной к школе группы.
|
ноябрь |
Педагоги школы и ДОУ |
10 |
Беседы «Если ты останешься дома один» (основы безопасности). «Зачем учиться в школе? ». Непосредственно образовательная деятельность. Беседы о школе. Рассматривание картины «Школа» и иллюстраций на школьную тематику. Экскурсии в школу, в школьный музей, библиотеку. Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихотворений. Ознакомление с пословицами и поговорками. Рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. Словесные и дидактические игры на школьную тематику. Сюжетно-ролевая игра «Школа». |
в течение года.
|
дети и воспитатели подготовительной к школе группы
|
11 |
«Новогоднее чудо» (выставка рисунков и поделок ручного труда)
|
декабрь |
воспитанники детского сада воспитатели |
12 |
Консультация: «Скоро в школу» родители подготовительной группы
|
декабрь |
воспитатели |
13 |
Экскурсия детей подготовительной группы в школу |
январь |
Дети, учитель начальных классов, воспитатели уч-ся школы |
14 |
Выставка детских рисунков «Мои впечатления о школе» |
январь |
дети подготовительной группы |
15 |
Познавательный досуг с элементами театра «Дорожная азбука» (изучение правил дорожного движения) |
Январь-февраль |
дети подготовительной к школе группы воспитатели |
16 |
Физкультурный праздник «Юные олимпийцы». |
февраль |
дети подготовительной группы и родители
|
17 |
Организовывать консультации для родителей по следующим темам: «Трудности адаптации ребенка к школе и пути их преодоления», «Гармония общения – залог психического здоровья», «Режим будущего школьника», «Портрет первоклассника». Памятки для родителей «Как развить у ребенка любовь к чтению», «Игра – это серьезно», «Воспитание добротой |
В течение года |
воспитатели |
18 |
Совместная выставка творческих работ «Моя мама лучше всех», «Моя будущая школа». |
март |
Дети, воспитатели |
19 |
Как хорошо, что есть семья!(Семейный праздник для детей подготовительной группы и их родителей). |
март |
Дети, воспитатели родители |
20 |
Семинар-практикум «Обмен опытом. Анализ и обсуждение уроков в школе и образовательной деятельности в детском саду». |
Апрель-май |
Педагоги школы и ДОУ |
21 |
Мониторинг готовности детей к школьному обучению дети подготовительных к школе групп |
Апрель |
Воспитатели педагоги |
22 |
Фотоальбом «Наши мамы и папы – школьники»; альбом загадок, пословиц и поговорок школьной тематики; иллюстрации «Все о школе». |
Апрель-май |
дети, родители, воспитатели |
23 |
- Консультация для родителей «Скоро в школу». -Анкетирование родителей. |
апрель |
Воспитатели Учителя начальной школы |
24 |
День открытых дверей в школе. Показ занятий для учителей начальных классов. |
Апрель-май |
воспитатели |
25 |
Выступление учителей начальной школы на родительском собрании «Готовимся к школе». |
май |
Учителя нач.школы, |
26 |
Выпускной утренник «Путешествие по стране Детства». |
май |
дети, родители, воспитатели заведующая. |
Результаты проекта:
- у детей, родителей, выпускников появится интерес к сотрудничеству, партнерству;
- дети научатся выражать свои чувства и понимать чувства других;
- они станут более уверенными в себе, научатся преодолевать робость, сопереживать;
- адаптационный период у первоклассников будет более благоприятной;
- у учителя начальной школы появятся мотивация к взаимодействию с ДОУ.
речь детей станет связной, выразительной, расшириться их словарный запас;
Литература:
- Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; Доскин В. А. под ред. В. А. Доскина. – М. : Просвещение, 2007.
- «Поговорим о преемственности», Р. Стеркина, «Обруч», №1, 1997г
- «Преемственность: так в чем проблема? », Е. Сербина, «Обруч», №1, 1997г
- «Преемственность как процесс воспитания и обучения ребенка», - О. П. Миронова, «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2, 2003г.
- Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е. П. Арнаутова, Г. Г. Зубова. – М. : ТЦ Сфера, 2006.